(1751/57- 15.11.1836, о-в Еловый (ныне Спрус), Кадьякский архипелаг), прп. Аляскинский (пам. 27 июля, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Сибирских святых). Из благочестивой семьи. В 16 лет ушел в Саровскую пуст. В 1777 г. поступил послушником в Троицко-Сергиеву пуст. под С.-Петербургом, где пребывал 6 лет. Тяжело заболев, был чудесным образом по молитвам к Божией Матери исцелен. В 1782 г. переведен в Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь, проходил различные послушания. 1 нояб 1782 г. принял монашеский постриг с именем Герман. По благословению духовного наставника игум. Назария (Кондратьева) был отпущен на жительство в пустынь, расположенную в 2 км от мон-ря. Г. дважды отказывался от рукоположения во иерея и до конца жизни остался простым монахом. В 1793 г. Г. был включен в состав Аляскинской миссии.
Миссионерская деятельность Г. проходила на о-ве Кадьяк, куда он прибыл в сент. 1794 г. В 1796 г. было завершено строительство храма Воскресения Христова. Работала школа, пекарня, к-рой заведовал Г. Кадьякские алеуты подвергались жестокой эксплуатации со стороны Российско-Американской торговой компании, и их главным защитником стал Г. После гибели в 1799 г. во время кораблекрушения еп. Иоасафа (Болотова) на о-ве осталось всего 4 миссионера. Иером. Гедеон (Федотов), посетивший Алеутские о-ва по поручению Святейшего Синода, оставил после отъезда в 1807 г. главой Кадьякской миссии Г. С 1807 г. он заведовал школой, в к-рой обучались 20 мальчиков. Старец учил их чтению, письму, Закону Божию, Свящ. истории и церковному пению, навыкам земледелия.
Между 1811 и 1817 гг. в поисках уединения Г. переселился на пустынный о-в Еловый в 2 верстах от о-ва Кадьяк, назвав свою обитель Нов. Валаамом. Г. выкопал землянку, позднее построил возле нее бревенчатую келью. Постелью старцу служила небольшая скамья, под голову он подкладывал 2 кирпича, укрывался доской. Одежда его была одна и та же зимой и летом: меховая парка, надетая на голое тело, поверх нее подрясник и ряса, клобук, сапоги. Носил 15-фунтовые вериги. Ел очень мало: немного рыбы и овощей. Время, свободное от богослужения, проводил в трудах - занимался огородом, к зиме запасал грибы и рыбу. Все, что приобретал, отдавал бедным и сиротам. Со временем недалеко от кельи были построены часовня и дом для посетителей, в к-ром также находилось уч-ще для сирот. Г. учил детей Закону Божию и пению.
Г. всегда помогал своим духовным детям: просил у начальства снисхождения к провинившимся, заступался за обвиняемых, подавал помощь нуждающимся, ухаживал за больными. Так, во время эпидемии гриппа в 1819 г. из всех русских только Г. навещал больных алеутов, молитвенно утешая их, принимая покаяние у больных перед смертью. В воскресные и праздничные дни мн. алеуты приезжали на о-в Еловый к старцу. Часы и молитвы читал его ученик Герасим, а Апостол и Евангелие - старец. После службы Г. беседовал с алеутами о спасении души, вечности и буд. жизни; много рассказывал из Пролога и житий святых. Нек-рые люди под влиянием его проповеди меняли прежнюю жизнь и оставались при старце. Так на о-ве Еловом образовалась жен. община во главе с алеуткой Софьей Власовой. Сохранился рассказ о том сильном впечатлении, к-рое произвел старец на офицеров шлюпа «Камчатка», остановившегося на Кадьяке во время кругосветного путешествия в 1818 г. После встречи с ним в 1807 г. лютеранин Л. А. Гагемейстер, капитан шлюпа «Нева», принял Православие. А главного правителя Российско-Американской торговой компании С. И. Яновского (1818-1819) Г. привел к вере и мн. годы спустя к принятию монашества (в 1876 скончался схим. прп. Сергием).
Г. сподобился от Бога мн. духовных даров, видения ангелов и злых духов. Однажды по его молитвам прекратилось наводнение, в др. раз - пожар. Старец обладал даром прозорливости. Так, он предсказывал, что в Америке будет свой архиерей, что вскоре и исполнилось. В 1840 г. была образована на Североамериканском континенте епархия и во главе ее стал свт. Иннокентий (Вениаминов).
Вероятно, в 1835 г. Г. полностью ослеп. В последние годы вел уединенную жизнь, редко выходя из кельи и постоянно пребывая в подвигах поста и молитвы. Он открыл духовным чадам время своей смерти и обстоятельства погребения. В час кончины старца жители о-ва Афогнак увидели над о-вом Еловым светлый столб, поднимавшийся от земли к небу.
Впервые сведения о житии и почитании Г. были напечатаны в Валаамском мон-ре в 1868 г. В 1936 г. архим. Герасим (Шмальц) открыл св. мощи старца и положил их в специально построенной небольшой часовне. 9 авг. 1970 г. на о-ве Кадьяк в соборе Воскресения Христова Митрополит всей Америки и Канады Ириней (Бекиш) в сослужении сонма архиереев совершил торжественное прославление Г. в лике равноапостольных святых. Мощи Г. были положены в соборе в деревянную раку, на к-рую были возложены принадлежавшие святому камилавка и железный крест с параманом. В тот же день, 9 авг. 1970 г., Г. был прославлен РПЦЗ в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско. Определением Свящ. Синода РПЦ от 12 нояб. 1970 г. имя Г. было внесено в месяцеслов. Он стал первым правосл. святым в Америке.
Гимнографическое последование Г. включает 3 тропаря (7-го гласа: 3-го гласа («поемый во Америце»): и 4-го гласа: ); 2 кондака (3-го гласа: : и 8-го гласа: ); 2 канона (3-го гласа, с акростихом: , ирмос 1-й песни: , нач. 1-го тропаря: (в рус. Минее отсутствует; см.: Корсун С. Прп. Герман Аляскинский: Жизнеописание. М., 2005. С. 177-187); 8-го гласа, акростих: , ирмос 1-й песни: , нач. 1-го тропаря: ).
Г. начала складываться до его канонизации в среде почитателей в России и Америке. Иконографическим образцом послужил миниатюрный портрет 1866 г., написанный в технике акварели, по-видимому, мон. Елисаветой (Яновской) по рассказам ее отца схим. Сергия (Яновского), к-рый в том же году послал рисунок игум. Дамаскину (Кононову) на Валаам (в наст. время в Музее Православной Церкви в Куопио, Финляндия). Преподобный изображен вполоборота вправо, по пояс, в простой рясе и мантии, с непокрытой головой, руками опирается на посох (левая с четками - на правой), у него большие светлые глаза, прямой нос, длинные седые волосы, спадающие прядями на плечи, и кудрявая борода средней величины. На основе портрета А. Смирнов создал гравюру 1894 г. с факсимиле автографа Г. (Корсун. С. 33); впосл. на иконах воспроизводились не только портретные особенности лика святого, но и жест рук, лежащих на посохе.
Рисунок, представляющий преподобного на смертном одре в интерьере с иконами и падающим из окна потоком света (1929), и икона-плащаница работы архим. Серафима (ок. 1936), положенная на гробницу Г. (ц. Смоленской иконы Божией Матери на месте кельи Г. на о-ве Еловом),- в руках святого Крест, глаза закрыты - были выполнены к обретению мощей Г., как, вероятно, и др. работы того же автора: житийный образ 1929 г. (ц. Покрова Богородицы в Нью-Йорке, США), изображение (того же года; на холсте святого, сидящего с книгой у Креста, и кельи в лесу, не сохр.).
Др. ранние иконы Г. были написаны буд. игум. Германом (Подмошенским) по благословению архим. Герасима (Шмальца); в надписях Г. назван «блаженным». Икона 1961 г. воспроизводит видение архим. Герасима в 1935 г., перед переселением на Нов. Валаам: Г. изображен звонящим в колокола, в лесу, с палкой-посохом в руке, вокруг головы - сияние. Икона 1962 г. (мон-рь во имя Г. в Платине, шт. Калифорния, США) представляет святого стоящим на скалистом островке среди вод, на фоне Елового о-ва, в рясе и мантии, с непокрытой головой, большим параманным крестом-веригами на груди (подлинная реликвия - на раке святого в ц. Воскресения Христова на о-ве Кадьяк), с поднятой десницей и развернутым свитком в левой руке (с текстом его наставлений: «От сего дня, от сего часа, от сей минуты будем стараться любить Бога…»). Образ подобной иконографии был написан по благословению архиеп. Карельского и Финляндского Павла (Олмари-Гусева) в 1970 г. япон. иконописцем П. Сасаки и освящен на мощах Г. во время его канонизации (в наст. время в соборе Преображения Господня Нововалаамского мон-ря, Финляндия); в храмах Финляндии находится неск. списков с этого образа.
На др. иконах святой представлен, как правило, в поясном или ростовом изводе, близком к изображению на акварельном портрете, иногда на фоне «северной пустыни» - пейзажа с невысокими горками и водой (образ кон. XX в.- см.: Онуфрий (Маханов), иеродиак. Причал молитв уединенных. СПб., 2005. Вкл.), иногда с благословляющей десницей или со свитком - напр., образ работы архим. Киприана (Пыжова) с частицами мощей и гроба (ок. 1970), на свитке текст Пс 18. 5: «Во всю землю изыде вещание их...» (Корсун. С. 147).
Иконописец архим. Киприан (Пыжов) является также автором рисунка с изображением Г. в лодке перед берегом с пустынькой (1963); в посл. четв. XX в. мон. Вениамином создана серия рисованных композиций праведных трудов Г. и надвратная икона преподобного в коленопреклоненном молении с мч. Петром алеутом в ц. во имя Г. в г. Уасилла (шт. Аляска, США). В роспись 1995 г. часовни в честь Сретения Господня на Нов. Валааме включены сюжеты из Жития Г., в т. ч. прибытие в 1794 г. валаамских монахов на Аляску; подобная живописная композиция написана в посл. четв. XX в. А. Смит из Линкольна (США).
Одна из первых появившихся в России икон традиц. стиля с образом Г., исполненная Сасаки, была подарена Патриарху Московскому и всея Руси Пимену (Извекову) во время посещения Финляндии в 1974 г. (ЖМП. 1974. № 12. С. 16, 18-19. Вкл.). В центре в рост представлен прп. Сергий Радонежский, по сторонам от него - по 3 фигуры преподобных отцов - просветителей Карелии, вверху - образ Св. Троицы Ветхозаветной. Г. в монашеском облачении, со сравнительно короткими волосами и небольшой окладистой бородой, находится в центре правой группы за преподобными Германом Валаамским и Трифоном Печенгским, во 2-м ряду.
В 70-х гг. ХХ в. появилось неск. росписей в академической манере с ростовым образом Г.: фронтальное изображение в МДА (не сохр.) - в коричневой рясе и черной мантии, с большим наперсным крестом, руки тоже на рукояти посоха; композиция в галерее рус. святых в Почаевской Успенской лавре, созданная ок. 1977 г. (дописана при поновлении живописи галереи в кон. 60-х - 70-х гг. XIX в.),- Г. в том же типе изображения, стоит с прп. Серафимом Саровским, святителями Мелетием Харьковским и Иннокентием Московским (прославлен в 1977) на фоне Саровской Успенской пуст. Вместе со свт. Николаем Японским (Касаткиным) Г. представлен в росписи сев. придела Троицкого собора Данилова муж. мон-ря в Москве (ок. 1986, художники Л. Н. Шархун, прот. Герасим Иванов, Н. И. Бурейченков).
Образ Г. встречается в совр., дополненных изображениями новых святых вариантах иконографии «Все святые, в земле Русской просиявшие» (разработана мон. Иулианией (Соколовой) в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в.), в частности на иконе 2002 г. мастера М. В. Пыжова (ц. Воскресения Христова в Сокольниках в Москве), наряду со свт. Николаем Японским в числе просветителей.